Наталья Тукан (natatukan) wrote,
Наталья Тукан
natatukan

Опера Хованщина в МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Решила поближе познакомиться с таким жанром, как опера, раньше казалось, что это не мое... Выбрала «Хованщину» в театре Станиславского. Коллеги шутят: «Начала бы со Снегурочки», но мы же не ищем легких путей!

Не имея музыкального образования и не являясь театральным критиком, оперу «Хованщина» я могу оценить лишь как зритель. И как зритель – я в восторге! Из театра вышла какая-то… просветленная! Пугающие 3,5 часа – на одном дыхании. Cолидарны со мной многие, реплики в  фойе: «Такое чудо!», «Это прямо от сердца идет!», «Я сегодня не усну, сильная постановка!», "Давно такого не видела!" и т.п.

Сразу отметила прекрасное литературное либретто, ничего подобного не слышала (хотя опыт у меня небольшой). Оказывается, оно написано самим композитором! Многие недвусмысленно вспоминают Мусоргского  только по портрету Репина... на самом деле, картина писалась незадолго до смерти композитора, мы видим Мусоргского, который серьезно болен. К сожалению, опера не исполнялась при его жизни...
Порадовали подробные программка и буклет, либретто транслировалось на экран над сценой - плюс к этому отличная дикция исполнителей, старательно пропевались окончания, поэтому всё было понятно.
В буклете приведена переписка между М.П. Мусоргским и В.В. Стасовым, где последний просит не делать «летопись княжеских отродий» «пусть они будут истый коренной народ, из избы, деревни и поля, сохи и прялки, от тяжелой давящей работы…» Изба и является основной декорацией: деревянные стены, скамейки. Художнику по костюмам удалось избежать нелепости и вычурности в представлении бояр и князей, в образах эстетическая простота. Постановка - мечта фотографа.

Что особенно понравилось? Много массовых сцен, гланым героем которых, является народ. Одна из таких - между стрельцами и их женами, завершается обращением к Ивану Хованскому «Батя, Батя, выйди к нам!» Красивое и разнообразное звучание хоров. Видно, что каждый артист является винтиком в большом и слаженном механизме, каждый играет свою роль, и не выходит из образа даже стоя где-то высоко на лестнице или на краю сцены.

Очень актерски, раскатистым басом передал образ русского боярина Ивана Хованского – Дмитрий Ульянов. Поймала себя на мысли, как это должно быть непросто – петь, двигаться и держать эмоцию на лице! Поразила многоплановость голоса Ксении Дудниковой от мрачного до ангельского: сцены гадания Марфы «Силы потайные, силы великие» и «Исходила младёшенька». И не буду оригинальной, оценила арию Шакловитого (А. Шишляев) «Спит стрелецкое гнездо», после которой зал взорвался аплодисментами.

Не нужно анализировать процент исторической достоверности, ведь вся историческая наука в принципе построена на диалектике. В основе сюжета события, которые, в общем, вне времени: борьба за власть, слепая жертвенная вера, страдалец-народ…
Благодарю за приглашение
Московский Академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и сообщество moskva_lublu
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграм
Фото, к сожалению, не мои, взяты на сайте театра :)


Tags: Отзывы, Отзывы о спектаклях, Театр, Театры Москвы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments