Наталья Тукан (natatukan) wrote,
Наталья Тукан
natatukan

Балы, лакеи, юнкера... Открытие четырех выставок в Государственном музее А.С. Пушкина

Погрузиться в атмосферу балов и массовых гуляний 18-19 столетия, увидеть другую, "парящую" Москву, полюбоваться трогательной красотой берез, узнать о новинках коллекции посвященной 200-летию Тургенева... все это можно сделать разом! 5 сентября мы побывали на открытии ЧЕТЫРЁХ выставок в Государственном музее А. С. Пушкина на Пречистенке 12/2.

Познавательный проект «Праздников блестящие тревоги» будет интересен и детям, и взрослым. Он рассказывает о традициях празднований в России. Знаете ли вы, что торжества в честь дня рождения или восшествия на престол кого-то из представителей императорского дома, назывались «царскими днями» во время которых жертвовали деньги бедным, открывали благотворительные учебные заведения и больницы? А парады русской армии уже с 18 века укрепляли «государственный имидж».
Один из разделов выставки посвящен званым обедам, маскарадам и балам. Бал – это, конечно же, танцы! Но не менее важной составляющей танца, наряду с движением и музыкой, была беседа. В дворянских семьях детей учили танцевать с раннего возраста. Существовали учебники хореографии в схемах (такие схемы нанесли на паркет в музее, чтобы посетители могли освоить некоторые «па»). Постоянные тренировки делали молодых людей уверенными и раскрепощенными и в обычной жизни, а изящество являлось признаком хорошего воспитания. Изысканная сервировка, платья удивляющие скромностью, экспозицию дополняет эффектный видеоряд.




В 1840 году в политической литературной газете «Северная пчела», которая издавалась в Петербурге, вышла заметка следующего содержания: «Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун Рождества Христова. Деревце, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей». Именно с этого года в России укоренился обычай украшать елку на Рождество. Елки продавались у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Столичная знать устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, на «праздник ёлки» приглашались дети знакомых и родственников, гувернанток, учителей и прислуги.
Я остановилась на показавшихся мне наиболее интересными экспозициях, но на выставке вас ждут зоны с различной символикой, гравюрами, акварелями, рассказывающие и о православных праздниках - Пасха, Троица, о традициях проведения свадеб и крестин и др.





Выставка "Москва в работах группы 13".
В собрании музея хранится коллекция рисунков замечательных художников 20 столетия - Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, входивших в «Группу 13». Кто же они такие? Это художники, которые почти 90 лет назад ворвались в культурную жизнь Москвы и Петербурга и за 2-3 года сумели сформировать новый, изящный стиль, которым мы восхищаемся по сей день. Ему характерна некоторая небрежность, незавершенность. Для большинства участников группы, Москва стала родным городом и главным героем их рисунков. Т.Маврина много работала для издательств, иллюстрировала русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина.





Здесь так же представлены работы акварелиста Даниила Дарана. Он серьезно увлекался цирковым и балетным искусством, ему принадлежит целая серия рисунков выдающихся артистов советского цирка, среди них портреты Карандаша и Олега Попова, с которыми дружил художник.

Антонина Софронова участвовала в 3й выставке "Группы 13", сблизилась с Т.Мавриной и Н.Кузьминым, их знакомство и поддержка стали выжным моментом в жизни художницы, работы которой лишь изредка выставлялись. Свои любимые места - Балчуг, Арбат, Остоженку - она пишет маслом, гуашью, тушью. А начиная с 30х годов, ведущим жанром в ее творчестве, стал портрет, где подчеркивает индивидуальность через мимику и жест.


Берёза - олицетворение души России. Красота этого дерева и разнообразие его форм многократно отмечена художниками и поэтами: А.Саврасов «Грачи прилетели», С.Есенин «Белая берёза под моим окном…»
Режиссеры выбирали березовые рощи фоном для особенно проникновенных сюжетов - сирота Настенька из  сказки «Морозко» поет свою печальную песню среди берез, а герой Василия Шукшина из к/ф «Калина красная» называет деревья - подружками и невестами. Берёзовый сок - источник витаминов, в баньку обязательно с берёзовым веником, даже «стойку на лопатках» стали называть «берёзкой».

Выставка «Время берез» подготовлена совместно с галереей «Ковчег», которая в своих проектах придерживается определенной тематики (от очков до рек и мостов). В залах выставки царило воодушевление и велись оживленные беседы, значит тема выбрана правильно, она близка и понятна каждому русскому человеку.


И еще одна выставка «Новые поступления» расположилась в атриуме музея, это ежегодный «отчет» о новых поступлениях в коллекцию. В 2018 г. будет отмечаться 200-летие И.С. Тургенева, поэтому акцент сделан на «тургеневской» теме: автографы, письма, личные вещи.

Музей интересен не только этими выставками, но и постоянной экспозицией редких книг, рукописей и других предметов... и там просто очень красиво!


Директор Государственного литературного музея Д.П.Бак (слева) и директор ГМП Е.А.Богатырев. Вступительное слово перед открытием.


Фото Н. Тукан
Спасибо за приглашение Государственному музею А.С.Пушкина, проекту Москультура moscultura и лично
tushinetc
Tags: russia, Музеи Москвы, Отзывы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments